Законодательство в сфере охраны окружающей среды
Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176 утверждена Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года.
В ней обозначены основные вызовы и угрозы экологической безопасности, определены цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в данной сфере.
Текущее состояние окружающей среды на территории страны оценивается как неблагополучное. В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха проживает 17,1 млн. человек. Это 17% городского населения России. От 30 до 40 % граждан регулярно пользуются водой, не соответствующей гигиеническим нормативам. Ежегодно образуется примерно 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых – 55-60 млн. тонн твердые коммунальные отходы. Сохраняется повышенное радиоактивное загрязнение, в т.ч. в результате проведения испытаний ядерного оружия.
К глобальным вызовам экологической безопасности относятся последствия изменения климата на планете, рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, сокращение биологического разнообразия и пр.
В числе механизмов реализации госполитики в рассматриваемой сфере - создание системы экологического аудита, информирование населения и организаций об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии. Предусматривается создание и развитие системы экологических фондов.
Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права.
Другим источником экологического права служат Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, в статье 18 говориться, что: «Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…».
Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах.
Общие законопроекты.
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
2. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
3. Федеральный закон от 09.07.1998 № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе».
Законопроекты по экологической безопасности.
1. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
2. Федеральный закон от 21.12.1994 №б8-ФЗ «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Федеральный закон от 05.06.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности».
4. Федеральный закон от 25.11.1994 № 49-ФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением».
5. Федеральный закон от 19.07.97 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
6. Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
7. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потреблениях.
Законопроекты по природным ресурсам.
1. Федеральный закон от 04.09.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
2. Водный кодекс Российской Федерации.
3. Земельный кодекс Российской Федерации.
4. Лесной кодекс Российской Федерации.
5. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
6. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» и др.
Блок законопроектов по радиационной безопасности населения.
1. Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
2. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
3. Федеральный закон от 03.04.1996 № 29-ФЗ «О финансировании особо радиационноопасных и ядерно-опасных производств и объектов».
4. Федеральный закон от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории».
Информирование населения об экологическом просвещении
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Е. Смирнова.
В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.
Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.
В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (статья 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (статья 11).
Экологическая ситуация в Красноярском сельском поселении.
В целом экологическая ситуация в Красноярском сельском поселении благоприятна. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства, уровень загрязнения воды, почвы и воздуха не превышает предельно допустимых нормативов.
Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, твердые коммунальные отходы (далее ТКО), отходы от деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Автотранспорт относится к основным источникам загрязнения окружающей среды. Его выбросы оказывают неготивное воздействие на состояние атмосферного воздуха жилых зон, а также являются источниками загрязнения сельскохозяйственных земель вдоль автомагистралей.
Действующих объектов специального назначения - скотомогильников и биозахоронений, а также полигонов твердых коммунальных отходов на территории поселения не имеется.
Решена проблема сбора и утилизации бытовых отходов. На территории Красноярского сельского поселения установлены контейнерные площадки для сбора ТКО. Услуги по транспортировке ТКО осуществляется согласно графику.
Для решения проблем по благоустройству населенных пунктов Советом Красноярского сельского поселения от 31.10.2017 года № 99 утверждены правила благоустройства территории сельского поселения. Данный нормативный акт размещен на сайте сельского поселения в сети Интернет.
Комплексное решение проблемы по благоустройству населенных пунктов поселения окажет положительный эффект на санитарно-эпидемиологическую обстановку, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, будет способствовать повышению уровня их комфортного проживания.
Администрацией сельского поселения проводятся месячники весной и осенью по уборке территорий поселения. Проводится разъяснительная работа с населением по вопросу обращения с ТКО: о запрете сжигания, нелегального размещения мусора, о негативных экологических последствиях.
Уважаемые жители Красноярского сельского поселения!
Давайте защитим природу, чтобы жить долго. Чтобы быть сильными и здоровыми. Любите животных, защищайте их, посадите деревья и цветы, кормите птиц, не загрязняйте окружающую среду!
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об охране окружающей среды»
(с изменениями на 31 июля 2020 года)